Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ обеспечивает рациональное и сбалансированное питание детей в соответствии с примерным цикличным меню, разработанным по установленной форме (СанПиН) на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых СанПиН среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: детей с 1,5 года до 3 лет и для детей с 3 до 7 лет. Организация питания детей (получение, хранение и учёт продуктов питания, производство кулинарной продукции в пищеблоке, создание условий для приёма пищи детьми в группах и пр.) обеспечивается сотрудниками пищеблока и работниками МБДОУ в соответствии со штатным расписанием и функциональными обязанностями. Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд. В целях профилактики гиповитаминозов в МБДОУ круглогодично проводится искусственная C-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот, кисель и т.п.) после его охлаждения непосредственно перед реализацией. Витаминизированные блюда не подогревают.
Для воспитанников МБДОУ организовано 4-х разовое питание. При этом завтрак составляет 20% суточной калорийности, второй завтрак – 5%, обед – 35%, уплотненный полдник – 30-35%. На основе цикличного меню шеф-поваром ежедневно составляется меню-требование установленного образца на следующий день и утверждается заведующим МБДОУ. Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке.
Для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет меню-требование составляется вместе с указанием выхода блюд для детей разного возраста. При этом учитываются: среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы; объем блюд для этих групп; нормы физиологических потребностей; нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов; выход готовых блюд; нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; данные о химическом составе блюд; требования санитарных правил СанПиН;. Шеф- повар анализирует рацион дневного питания детей, ассортимент используемых в меню продуктов, содержание жиров, белков, углеводов. Необходимые расчеты и оценку использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов проводят 1 раз в десять дней. По результатам оценки, при необходимости, проводят коррекцию питания в течение следующей недели (декады).
Для осуществления питьевого режима в соответствии с требованиями СанПиН в МБДОУ используется питьевая вода из под крана. Соответствие воды требованиям СанПиН «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» должно подтверждаться протоколами исследования, проводимыми Территориальным органом Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске. Необходимо отстаивание воды до комнатной температуры. Допускается использование кипяченой питьевой воды при условии ее хранения не более 3 часов.
Выдача готовой пищи для групп осуществляется строго по графику, утверждённому заведующим МБДОУ, после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации МБДОУ, медицинского работника. Результаты контроля регистрируются в журнале «Бракераж готовой (кулинарной) продукции». Масса порционных блюд соответствует выходу блюда, указанному в меню. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. Входной контроль поступающих продуктов осуществляет кладовщик, Результаты контроля регистрируются в журнале «Бракераж поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов». Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пищевые продукты хранят в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование — контрольными термометрами. В помещении пищеблока проводят влажную уборку ежедневно, генеральную уборку – по утвержденному графику. Работники пищеблока проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку, должны иметь личную медицинскую книжку. Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи.
Договоры с поставщиками продуктов: Поставка продуктов питания осуществляется на основе гражданско-правовых договоров. Поставку осуществляют:
— свежих овощей и фруктов ООО «НордТрейдСервис»;
— хлебобулочной продукции – ИП Паровишник М.В.;
— сосисок – ООО «Мясоперерабатывающий комбинат «Норильский»;
— мед, яйцо, овощи и фрукты переработанные, рыбы, корнеплоды, мясо, бакалея – ИП Марьясов А.В.;
— молочная продукция – ООО «Норильский молочный завод».
Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в МБДОУ осуществляется при наличии товаросопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность (товаро-транспортной накладной, счет-фактуры, удостоверения качества, при необходимости ветеринарного свидетельства). Продукция поступает в таре производителя (поставщика). При поставке продукции, расфасованной поставщиком, на этикетке поставщика проверяется информация об изготовителе, дате и стране выработки продукции либо наличие этикетки изготовителя на продукции. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) сохраняются до окончания реализации продукции.
Наличие необходимой документации: Ведется документация согласно номенклатуре дел МБДОУ:
— ежедневное меню-требование с использованием перспективного меню;
-журнал бракеража -журнал здоровья;
-журнал проведения С-витаминизации третьих и сладких блюд;
-ведомость контроля за рационом питания;
-журнал проведения влажных и генеральных уборок пищеблока и складских помещений;
-журнал температурного режима холодильного оборудования.
Своевременно составляются отчеты по выполнению натуральных норм питания воспитанников заведующему МБДОУ.
Организация питания в детском саду является одним из условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников. Важнейшим условием правильной организации питания воспитанников является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. Информация о питании детей доводится до родителей, меню размещается на стенде в комнате для приёма детей.